Monday, June 16, 2014

4 С.Е.Руднева Предпарламент Октябрь 1917 года Опыт исторической реконструкции


же причине союз евангельских христиан настаивал на выделении одного места для своего делегата, требовали представительства Совет депутатов трудовой интеллигенции, Совет союза старообрядцев и другие организации8.
Интересно, что попасть в Предпарламент и обеспечить себе более полное представительство стремились многочисленные общественные организации, но не наблюдалось активности со стороны революционных организаций рабочего класса и крестьянства, доверявших Советам.
Просьбы об расширении представительства в Предпарламенте не были оставлены без внимания. В прессе появились предположения о том, что некоторые из высказанных просьб будут, вероятно, удовлетворены9. Сообщалось, что Временное правительство решило предоставить 15 мест национальным организациям и расширить представительство армейских организаций10.
28 сентября в Юридическом совещании в ходе обсуждения проекта М.С. Аджемова было предложено увеличить количественный состав Предпарламента до 475 человек, предоставив дополнительно 20 мест казакам и 15 — цензовым национальным группам. И.Г. Церетели, участвовавший в заседании, не возражал против предложенного пополнения Предпарламента, отметив, что одновременно необходимо увеличить и представительство демократических организаций на 45 человек.
На заседании президиума Демократического совета в тот же день вечером И.Г. Церетели сообщил о звучавших в Юридическом совещании предложениях об увеличении состава Предпарламента. Ф.И. Дан предложил отдать национальным организациям 15, а казакам и представителям демократии еще по 12 мест. После прений было принято предложение Дана с поправкой Церетели, указавшего на то, что если не удастся достичь соглашения, необходимо будет предоставить 20 мест казакам, 15 — национальным группам и 45 — представителям демократии. Б.О. Богданов предложил, чтобы все 45 мест демократии были отданы исключительно фракциям. Собрание поручило также Дану отредактировать воззвание к демократии всего мира11.
По возвращении А.Ф. Керенского из ставки во Временном правительстве планировалось обсудить вопросы, которые было желательно внести в Предпарламент для предварительного рассмотрения. В прессе сообщалось, что отдельным министерствам будет предложено составить списки проектов, которые следует внести в Предпарламент для заключения12.
28 сентября под председательством профессора Н.И. Лазаревского состоялось второе заседание членов Юридического совещания для обсуждения проекта положения о Предпарламенте. На за
91

седании присутствовал в качестве представителя ответственной демократии И.Г. Церетели. Обсуждались вопросы о правах и обязанностях Предпарламента и об отношении его к правительству. На следующий день появились сообщения об отбытии Церетели на Кавказ в Абаз-Туман, где он предполагал отдыхать около месяца13. В итоговом проекте Юридического совещания о Предпарламенте численный состав его вообще не был определен. Право решения этого вопроса предоставлялось Временному правительству. На состоявшемся 30 сентября заседании правительства, в котором принял участие И.Г. Церетели, уточнялось, что в Предпарламент войдут 555 человек, 388 из них будут представителями демократических организаций и 167 — буржуазно-помещичьих (цензовых). Таким образом, цензовые элементы получили дополнительно 47 мест, а демократические организации — 75.
В соответствии с положением о Предпарламенте, выработанным Юридическим совещанием, его состав утверждался Временным правительством по представлениям тех организаций, которым было дано право представительства. Список приглашаемых в состав Временного совета Российской республики должен был обнародо-ваться в «Вестнике Временного правительства»14. Однако состав Предпарламента до его открытия определен не был.
Сложившаяся ситуация не давала шанса отсрочки открытия Предпарламента и поэтому ему предстояло начать работу при фактическом наличии его членов. Была создана Комиссия личного состава для проверки полномочий членов представительного органа и выяснения различных вопросов, связанных с персональным составом. Отчеты Комиссии должны были способствовать составлению списка Совета для приведения документации к соответствию с положением о Предпарламенте.
В Комиссию личного состава вошли 10 человек: кадеты М.С.Аджемов, К.К.Черносвитов, Е.Л.Зубашев; эсеры К.Н.Рабинович, И.М. Крейнис; меньшевик М.И. Шергов; народный социалист В.Н.Ферри; атаман А.И.Дутов и др. Председателем Комиссии был избран Ферри, его товарищем — Зубашев и секретарем — Рабинович15.
Первое заседание Комиссии личного состава состоялось 14 октября, через неделю после открытия Предпарламента. Выяснилось, что в Комиссию поступили сведения о полномочиях только на 148 из 555 мандатов. Председатель Комиссии В.Н. Ферри заявил, что все еще оставалось неизвестным, каким общественным и политическим организациям было предоставлено право иметь своих представителей в Совете и в каком количестве. Он предложил обратиться к министру-председателю с просьбой сообщить эти сведения, чтобы иметь возможность войти в контакт с соответствующими
92

организациями по поводу лиц, намеченных ими в состав членов Совета16.
Из управления делами Временного правительства через несколько дней поступил список организаций, которые могли посылать своих представителей в Предпарламент. Таким образом, к концу деятельности Временного совета имелся список организаций, представленных в нем. Намного хуже обстояли дела со списком действительных членов Предпарламента. Комиссия личного состава к 25 октября успела проверить полномочия только 292 мандатов. Работа Комиссии была прервана в 13 часов 5 минут 25 октября в связи с заявлением секретаря председателя Совета о необходимости освобождения здания Мариинского дворца по требованию прибывшего отряда революционных войск17.
0 «демократической» части Временного совета Российской республики, которая в основном была сформирована в Демократическом совете еще до открытия Предпарламента, имелись более полные сведения. Увеличение представительства «демократии» во Временном совете по сравнению с численным составом Демократического совета — 358 вместо 313 — было достигнуто, преимущественно, за счет увеличения представительства партий и дополнительного включения представителей от некоторых мелких общественных организаций (например, Союза увечных воинов и др.).
Согласно списку членов групп и фракций «демократической» части Предпарламента с расписками о получении мандатов на право представительства18, большинство мандатов, предназначавшихся демократическим организациям, получили эсеры и меньшевики. Они имели более весомое фракционное представительство, а также большую часть из тех мандатов, которые распределялись куриально.
1 октября газета «Известия» опубликовала список буржуазно-помещичьих партий и организаций, получивших представительство в Предпарламенте по списку «цензовых групп»:
Кадетская партия — 56 Радикально-демократическая партия — 2 Совет съездов представителей промышленности и торговли — 34
Московский совет совещаний общественных деятелей — 15 Союз земельных собственников — 7 Центральный военно-промышленный комитет — 1 Академический союз — 3
Всероссийский совет педагогов духовных школ — 1 Всероссийский совет инженеров — 1 Всероссийское общество редакторов — 2 Духовные академии — 1
93

Общество старообрядцев — 2 Главный комитет земского союза — 1 Всероссийская лига равноправия женщин — 2 Национальные буржуазные организации — 5 Организации казачества — 22
Таким образом, 1 октября стало известно о распределении 155 мандатов из 167, предназначавшихся цензовым элементам. Еще 12 мандатов были распределены позже среди аналогичных организаций (например, Совет офицерских депутатов, Совет вольного экономического общества и др.). Доминировали кадеты. Всего в состав Предпарламента вошли не менее 75 из них (не считая кадетов, состоявших в торгово-промышленной группе). На организационном заседании кадетской фракции 5 октября председателем фракции был избран П.Н.Милюков, находившийся тогда в Крыму. Товарищами председателя стали М.М. Винавер и А.И. Шин-гарев13.
27 сентября состоялись выборы делегатов во Временный совет Российской республики от всех торговых групп, примыкавших к Совету съездов торговли и промышленности. Было избрано 18 человек, в том числе Н.Н.Кутлер, Ф.А.Иванов, Н.Ф.Дитмар, Е.Л.Любович, П.П.Казакевич, А.И.Путилов, Б.А. Каменка, А.И. Белоножкин, А.А. Бачманов и др.20 Торгово-промышленная группа Предпарламента состояла из представителей крупнейших торгово-промышленных организаций: Московского торгово-промышленного комитета (П.А. Бурышкин, В.И. Арандаренко, С.В.Лурье и др.), Всероссийского Союза торговли и промышленности (К.М. Жемочкин), Совета съезда представителей промышленности и торговли (Кутлер, Белоножкин, Бачманов, Зубашев), банков (Б.А. Каменка), Совета съезда горнопромышленников юга России (Н.Ф. фон Дитмар, П.П. Казакевич, Я.Д. Прядкин), Союза фабрикантов (А.А. Бачманов), Всероссийского общества сахарозаводчиков (В.П.Чефранов) и т.д. Председателем торгово-промышленная группа избрала председателя Совета съезда представителей промышленности и торговли кадета Кутлера, его товарищем — Дитмара.
В группу общественных деятелей входил генерал М.В. Алексеев, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, бывшие лидеры Союза 17 октября Н.В.Савич, СИ. Шидловский и др. Совет общественных деятелей избрал своим представителем и А.И. Гучкова, однако он вошел в Предпарламент от Военно-промышленного комитета. Группу земельных собственников представляли В.И.Гурко, А.М.Масленников, Н.Н.Львов и др.
Казачьи организации получили 22 места и дополнительно казачьим войскам, находившимся на фронте, было выделено 3 места.
94

Они отводились казакам по списку демократических организаций, но временно, до избрания фронтовым съездом трех своих представителей, были замещены представителями Совета казачьих войск21. В состав казачьей группы входили председатель Совета Союза казачьих войск атаман А.И.Дутов, его заместители А.А.Михеев и А.И.Аникеев, Б.В.Савинков и др.
Некоторые известные представители буржуазных кругов отказались от работы в Предпарламенте. Например, не вошли в его состав председатель Совета общественных деятелей М.В. Родзянко и В.В. Шульгин.
Лидер партии кадетов П.Н.Милюков, пробывший в Крыму после корниловского выступления более месяца, приехал в Петроград к открытию Предпарламента.
3 октября ЦК партии народной свободы поручил М.С. Аджемо-ву, М.М. Винаверу, В.Д. Набокову вступить в переговоры с представителями различных групп Предпарламента по вопросу о его первых шагах.
В эти же дни в ответственных кругах революционной демократии высказывались за создание коалиционного президиума Совета республики. По мнению представителей революционной демократии, пост председателя Предпарламента следовало предоставить кандидату демократических организаций, а посты товарищей председателя, секретаря и товарищей секретаря распределить между различными демократическими и цензовыми группами в соответствии с численностью каждой группы. На пост председателя Временного совета Российской республики выдвигалась кандидатура Н.С. Чхеидзе22.
В одном из первых заседаний Предпарламента ожидалось внесение вопроса Временному правительству о том, верно ли, что из государственного казначейства выдавались суммы частным организациям, в том числе Советам рабочих и солдатских депутатов, и как они были израсходованы.
Меньшевики-интернационалисты опасались, что такой исход станет еще более вероятным, если осуществится новый «возмутительный» план и Временное правительство пожелает предоставить себе «неслыханное» право отводить и вычеркивать нежелательных ему, но избранных фракциями, членов. Интернационалисты называли такое право форменным издевательством над самой идеей представительства и выборности, всерьез опасаясь, что это позволит правительству обезглавить и обескровить представительство неугодных ему партий и фракций, лишить это представительство наиболее стойких, влиятельных и деятельных членов и тем еще более усилить цензовые элементы.
95

3 октября газета меньшевиков-интернационалистов «Новая жизнь» сообщила, что состав Предпарламента «все ухудшается и ухудшается. Путем долгих и искусных подборов и комбинаций стараются, по-видимому, создать такой состав, который отнюдь не соответствовал бы настроению даже Демократического совещания, а выражал бы настроения прямо противоположные». Далее следовал тщательный анализ возникавших пропорций. Сначала предполагалось, что членов Предпарламента будет 428: от Демократического совещания — 308 членов Демократического совета и 120 членов — от цензовых элементов. Таким образом, «добавочные цензовики» должны были составить 28% общего числа всех членов Предпарламента. Постепенно количество цензовиков «и абсолютно, и в особенности относительно» стали увеличивать. И затем уже Временное правительство решило включить в Совет республики 555 членов, из них 167 цензовиков, так что цензовики составляли уже 30,1% общего числа членов. «По старому расчету при таком числе цензовиков должно было быть только 155, т. е. на 12 человек меньше.
Но, далее, 308 только членов избраны Демократическим совещанием. Остается избрать еще 80 представителей от демократических элементов. Кто их будет избирать? Демократическое совещание ведь уже разъехалось. Поэтому возможен будет новый искусный и искусственный подбор этих 80 членов, представителей от "демократических элементов", возможен будет новый подбор, который не портил бы общего ансамбля и облегчил бы переход решающей роли к цензовым буржуазным элементам»23.
Помещение для Совета республики все еще не было подыскано. На состоявшемся 3 октября заседании Временного правительства товарищ министра внутренних дел С.Н.Салтыков доложил, что ни одно из осмотренных им зданий не подходит для Совета республики. В одном из зданий (как, например, в Театре музыкальной драмы и Малом театре) не было подходящих помещений для заседаний фракций и комиссий, в других (Мариинском дворце, помещении Союза инженеров на Бородинской улице и т.д.) отсутствовала зала, в которой могло бы поместиться 800-900 человек (550 членов Предпарламента, 100 представителей печати и т.д.). С.Н. Салтыкову было поручено продолжать поиски подходящего
24
здания  .
4 октября «Известия», отмечая, что опубликовано, наконец, положение о Временном совете Российской республики, досадовали на отсрочку открытия Предпарламента. Первоначально предполагалось, что Совет республики соберется не позднее 5 октября. Затем днем созыва было назначено 7 октября. «Отсрочка небольшая — всего два дня. Но она более чем досадна и как будто
96

свидетельствует о том, что Временное правительство не отдает себе вполне ясного отчета, насколько дорог теперь каждый день <...> Все явные и скрытые враги революции упорно стараются использовать несчастия родины, чтобы провоцировать гражданскую войну, утопить в крови революционно-демократические классы и таким образом утвердить господство контрреволюционной диктатуры».
«Известия» писали, что при таких обстоятельствах функционирование представительного органа, в котором все классы, партии, фракции должны были бы гласно и открыто вести свою политическую работу, стало бы лучшим средством организации и сплочения всех сил страны для отпора врагам внешним и внутренним, предотвращения междоусобия и водворения «подлинно революционного порядка». «Что касается самого положения о Временном совете республики, то, само собой разумеется, что права, предоставленные этому учреждению, бесконечно далеки от тех, которые демократия требует для всякого парламента, от тех, которыми будет наделено Учредительное собрание. Но надо помнить, что Совет республики — не парламент; что срок его существования рассчитан всего на полтора месяца, до созыва Учредительного собрания; что за это короткое время он все равно не мог бы развить никакой, сколько-нибудь обширной законодательной работы; что главная задача его — осуществление надзора и контроля за действиями Временного правительства и преподание правительству руководящих указаний для его деятельности во всех областях государственной жизни»   .
С этой точки зрения, считали «Известия», положение о Совете республики давало достаточное основание для работы всех представленных в нем партий, фракций, групп. Для ЦИК Советов в наименовании нового учреждения «Временный совет Российской республики» особенно важным являлось наличие слова «совет». Будущая деятельность Предпарламента определялась даже как «Советские заседания»26. Позиция ЦИКа состояла также в том, что при всех своих недостатках временный парламент даст демократии в руки новое могучее орудие для воздействия на всю политику Временного правительства. Предполагалось использование этого орудия для разрешения в интересах демократии коренных вопросов русской государственной жизни: войны и мира, финансово-экономических, аграрного, управления и борьбы с контрреволюцией, анархией. Таким образом, организованные силы демократии готовились к творческой революционной работе в общегосударственном масштабе. «Совет, где демократия встретится лицом к лицу и с представителями имущих классов, даст ей возможность учесть ту социальную среду, в которой приходится строить демократиче-
7. Руднева СЕ.
97

скую Россию, оценить препятствия, стоящие на пути, сопротивление, оказываемое различными классами и силы, на которые можно рассчитывать.
Работа в Совете республики должна послужить демократии лучшей подготовкой к тому грандиозному революционно-государственному строительству, которое будет составлять ее задачу в недалеком уже Всенародном Учредительном собрании»27.
По оценке ЦИКа, страна переживала критическое время — открывался Временный совет Российской республики, предстояли выборы в Учредительное собрание. Казалось, страна готовилась организовать у себя, наконец, более прочный демократический строй. «Она, несомненно, ищет формы политического общежития, но пока не находит <.. .>
Будет ли это новый этап в дальнейшем движении вперед революции или перелом и начало реакции?
Мы видим резкое полевение масс, которое товарищи большевики хотят собрать в свои житницы»28.
Всякая революция начиналась сплочением народных масс вокруг революционных лозунгов. Чем шире было сплочение, тем вернее достигался успех движения. Теперь же наблюдалось не сплочение, а резкое расхождение в рядах революционной демократии. Наряду с резким полевением масс, наблюдались мрачные настроения, абсентеизм на собраниях, фракционные распри в среде социалистических партий. Это было не очень похоже на движение революции вперед29.
Страна находилась накануне выборов в Учредительное собрание — лозунга всякой победоносной революции и закрепления взятых ранее революционным штурмом позиций. Это уже не требовало жертв и, казалось, должно было быть исполнено с всеобщим воодушевлением. Однако абсентеизм наблюдался даже в самой подготовке выборов. Из разных районов поступали многочисленные сведения о том, что организация выборов проходила вяло, избирательные списки в большинстве округов вовремя составлены не были. «Так ли демократия венчает революцию? Не нужно обманываться тем, что влево метнулось большинство Советов рабочих и солдатских депутатов. Если московские избиратели сделались вдруг из социалистов-революционеров большевиками, то это едва ли потому, что они нашли большевистскую программу более правильной. Вернее предположить, что они не знали ни той, ни другой программы и выразили в этом голосовании свое неоформленное в программу недовольство. И наряду с крайне левым голосованием меньшинства мы видели в Москве и видим везде полное безразличие огромного большинства избирателей. Едва ли благоразумно
98

было бы утешаться мыслью, что это безразличие местное и случайное и не имеет общего политического значения»30.
ЦИК, таким образом, усматривал в сложившейся ситуации много опасных симптомов, вызывавших тревогу за дальнейшее развитие революции. Отсюда следовал вывод о невозможности поисков удовлетворения народного недовольства в каких-либо новых революциях. Предполагалось заняться устранением основных источников бедствия: войны; экономической разрухи; временного порядка управления революцией, которое не приобрело бы и, по существу, не могло иметь авторитета власти народной и сильной. Выражалась надежда, что с разрешением этих трех основных бедствий страны революция может быть спасена.
4 октября вечером состоялось заседание представителей фракций и групп от демократических организаций, входивших в состав Временного совета Российской республики31. Некоторые представители Совета крестьянских депутатов и Совета рабочих и солдатских депутатов вновь выступили с претензией на то, что им выделено слишком мало мест во Временном совете и настаивали, что и той, и другой организации по численности представляемого ими населения, должно быть отведено в Предпарламенте по две трети мест. Недовольным было предложено «добывать» лишние места от правительства.
Затем перед совещанием встал вопрос об организации президиума Предпарламента. Избранная Центральным комитетом партии народной свободы комиссия в составе М.М. Винавера, В.Д. Набокова и М.С. Аджемова начала переговоры с руководителями преобладавших фракций демократического большинства Временного совета об образовании президиума. Из первоначального обмена мнениями выяснилось, что руководители демократического большинства считали нужным выбрать председателя Временного совета из партии социалистов-революционеров, как наиболее многочисленной по своему составу и влиятельной. Вероятным кандидатом на этот пост называли Н.Д. Авксентьева. Однако по причине распространившегося предположения, что Авксентьев от этого поста откажется, а также из-за предстоявшей во Временном совете острой борьбы между флангами собрания, в руководящих политических кругах наметилась тенденция в пользу того, чтобы избрать в председатели одного из руководителей более умеренной социалистической партии, как лицо, которое могло считаться более беспристрастным в этой борьбе. Таким кандидатом называли одного из руководителей партии народных социалистов В.А. Мякотина. Наряду с председателем предполагалось избрание четырех товарищей председателя, из которых один — от партии народной свободы. Пост секретаря Временного совета руководители демократического большинства
7« 99

оставляли за собой, но пост старшего его товарища они готовы были предоставить партии народной свободы. Сеньорен-конвент предполагалось образовать из трех представителей от каждой большой партии и по одному — от мелких групп.
Окончательно уже определился личный состав входивших в Предпарламент представителей партии народной свободы, торгово-промышленной группы, союза домовладельцев и т.д.32 От партии народной свободы во Временный совет вошли 55 человек, от торговли и промышленности — 29.
4 октября вечером прошло пленарное заседание Временного правительства, на которое были приглашены, кроме министров, те из товарищей министров, которые самостоятельно ведали отдельными частями государственного управления. Заседание было объявлено закрытым и по своему характеру являлось продолжением утреннего заседания министров в кабинете А.Ф. Керенского, обсуждавшем положение дел на фронте и общую ситуацию в стране33. Первая часть заседания была посвящена докладу министра-председателя о проблемах действующей армии и о мерах, намеченных Ставкой для восстановления утраченной дисциплины в войсках и на флоте, поднятия их боеспособности. Особенно сильное впечатление на членов правительства произвела часть доклада А.Ф. Керенского, из которой следовало, что многие войсковые части не подчинялись не только подозревавшемуся в контрреволюционных стремлениях командному составу, но и своим выборным комитетам, когда последние пытались пробудить в них волю к войне ради спасения родины и революции.
Предложенные Ставкой меры к поднятию боеспособности армии не встретили возражений со стороны членов Временного правительства. Было только высказано пожелание, чтобы проекты постановлений относительно этих мероприятий были представлены на одобрение правительства в самые ближайшие сроки.
Перейдя к предстоящему открытию Временного совета Российской республики, Временное правительство по докладу товарища министра внутренних дел С.Н.Салтыкова признало, что единственным более или менее подходящим помещением для заседаний Предпарламента являлся Мариинский дворец. Приспособление залы общих собраний заняло бы всего два дня и открытие заседаний Временного совета смогло бы состояться в объявленный срок. Дальнейшая часть заседания была посвящена обмену мнений относительно программы первого заседания временного парламента и участия в нем членов Временного правительства.
Из состоявшегося обсуждения выяснилось, что большинство членов Временного правительства считали правильным, чтобы сессия Предпарламента была открыта не министром юстиции П.Н. Ма
100

лянтовичем, как предполагалось ранее, а министром-председателем А.Ф. Керенским или, в крайнем случае, если состояние здоровья не позволило бы Керенскому выступить 7 октября, его заместителем А.И. Коноваловым.
Далее был установлен общий характер приветственной речи, с которой министр-председатель обратился бы к Временному совету. Речь должна была носить политический характер и заключать в себе сжатое изложение задач, стоявших перед правительством и Временным советом. После речи министра-председателя или его заместителя председательствование в заседании Предпарламента предполагалось передать старейшему члену Временного совета. Продолжительный обмен мнениями вызвал вопрос о дальнейшей программе работ Предпарламента. В результате обсуждений было признано целесообразным, чтобы министры выступили в заседаниях Временного совета с подробными докладами по всем отраслям государственного управления, чтобы Совет республики мог всесторонне ознакомиться с положением дел в стране и на фронте. В случае надобности для подобных докладов должны были назначаться закрытые заседания Предпарламента.
4 октября в прессе сообщалось о прошедших выборах в Предпарламент от союза земельных собственников. Постановлением главного совета этой организации избирались следующие лица: Н.Н.Львов, В.И.Гурко, кн. А.А.Кропоткин, А.М.Масленников, Р.А. Скирмунт, Л.Н. Капацинский, М.С.Воеводин, кандидатами к ним: М.Л. Киндяков, Н.Ф.Иконников, В.Г. Дмитренко, В.П.Эн-гельгардт, Н.К. Романов, кн. А.Д. Голицын, А.С. Мейштович, кн. Н.Б. Щербатов34.
Политическое совещание советов съездов четырех крупных старообрядческих согласий получило извещение, что вместо просимых четырех мест в Предпарламенте правительством предоставлено старообрядчеству лишь два места. На состоявшемся 4 октября заседании совещания при обсуждении вопроса о том, каким согласиям должны достаться эти два места, жребий пал на белокриницкие и поморское согласия. Их представителями были Д.В. Сироткин и П.Н. Кончаев. Для получения мест представителями остальных двух согласий В.И. Большаковым и A.M. Рыбаловым совещание тогда же предприняло экстренные меры.
На прошедшем 4 октября под председательством М.М. Винаве-ра заседании ЦК кадетской партии было определено, что основной целью партии кадетов в Предпарламенте должно стать образование блока с ближайшими умеренными элементами Временного совета Российской республики слева и справа для коалиции и Временного правительства35. Многие кадеты, преимущественно правые, помня о нерешительности меньшевиков и эсеров, не верили в возмож
101

ность достижения соглашения с ними. Левые кадеты надеялись на благоразумие умеренных революционных демократов. М.С. Адже-мову и В.Д. Набокову было поручено налаживание политических контактов с эсерами и меньшевиками.
Набоков в своих мемуарах вспоминал, что после июльского кризиса, образования нового министерства, созыва Московского государственного совещания, корниловской истории и временного функционирования директории учреждение Совета Российской республики и призыв в состав правительства представителей торгово-промышленного элемента (Третьякова, Смирнова, Коновалова), а также видных кадетов (Кишкина) были последней попыткой противопоставить что-либо растущей волне большевизма. Когда же выяснилось, что Церетели, игравший в переговорах со стороны социалистов наиболее видную роль, уезжает на Кавказ и в заседаниях Совета не будет принимать участия, Набоков спросил его, с кем же им в дальнейшем придется иметь дело при партийных переговорах и соглашениях. Церетели указал на Ф. Дана (Гурвича).
По свидетельству Набокова, при создании Совета республики сговаривавшиеся стороны — социалисты и, главным образом, кадеты — преследовали совершенно определенную цель — укрепление Временного правительства в его борьбе с большевизмом. «Нужно было разредить атмосферу, дать правительству трибуну, с которой оно могло выступать официально и открыто перед всей страной, дать ему реальную поддержку в лице партий, вступивших в коалицию и представленных в самом правительстве. Для всего этого требовалось, конечно, прежде всего твердое и ясное решение всех партий в двух направлениях: борьбы с большевизмом, — поддержки власти»36.
Когда была закончена работа по определению будущих членов Совета республики, Набоков и Аджемов договорились с Гоцем, Даном и Скобелевым встретиться на квартире Аджемова, чтобы выяснить дальнейший план действий и наметить тактический план. «Если не ошибаюсь, мы два раза собирались у Аджемова, и я живо вспоминаю то чувство безнадежности и раздражения, которое постепенно овладевало мною во время этих разговоров. Я Дана знал мало, встречался с ним в 1906 году, и с тех пор его не видал. Его отношение к создавшемуся положению вещей имело очень мало общего с отношением Церетели. На наше (с Аджемовым) определенное заявление, что главнейшей задачей вновь учрежденного Совета мы считаем создание атмосферы общественного доверия вокруг Временного правительства и поддержки его в борьбе с большевиками, Дан ответил, что он и его друзья не склонны наперед обещать свое доверие и свою поддержку, что все будет зависеть от образа действий правительства, и что, в частности, они не ви
102

дят возможности встать на точку зрения борьбы с большевиками прежде всего и во что бы то ни стало... "Но ведь в этом-то и заключалась вся цель нашего соглашения, — возражали мы, — а Ваше теперешнее отношение есть опять-таки прежнее двусмысленное, неверное, колеблющееся доверие — постольку, поскольку, которое ничуть не помогает правительству и не облегчает его задачи". Дан вилял, мямлил, вел какую-то талмудическую полемику... Мы разошлись с тяжелым чувством, — с сознанием, что начинается опять старая канитель, что наши "левые друзья" неисправимы, и что все затраченные нами усилия, направленные к тому, чтобы добиться соглашения и поддержки власти в ее борьбе с анархией и бунтарством, едва ли не пропали даром»37.
Накануне открытия Предпарламента в Петроград возвратился П.Н. Милюков. Он считал, что только блок всех цензовых групп во главе с кадетами должен был стать организующим ядром Предпарламента и парализовать своей активностью мнимую неуступчивость социалистов, заставить их умеренную часть примкнуть к кадетам38.
5 октября вечером состоялось заседание предпарламентской фракции народной свободы39. Обсуждались вопросы тактики и организации. Было решено настаивать на увеличении числа товарищей председателя до пяти, причем три места должны были занять социалисты, четыре — кадеты и пять — представители торговли и промышленности. Товарищем председателя от кадет был намечен В.Д.Набоков, в состав сеньорен-конвента — П.Н.Милюков, М.М. Винавер, А.И. Шингарев, заместителем — М.С. Адже-мов. В бюро фракции народной свободы были избраны: председателем — П.Н.Милюков, товарищами его — А.И. Шингарев и М.М. Винавер, секретарем — Н.М. Панкеев, членами — Ф.И. Родичев, М.С.Аджемов, Д.Д.Гримм.
5 октября по причине расстроенного здоровья на Кавказ в месячный отпуск уехал Н.С.Чхеидзе40, бессменный руководитель ЦИКа, председатель Демократического совета и кандидат в председатели Предпарламента. Таким образом, в числе претендентов на этот пост его кандидатура уже не значилась.
Новым министром земледелия Указом Временного правительства был назначен товарищ председателя Главного земельного комитета СЛ. Маслов41.
Точные сведения о партийном составе Предпарламента отсутствуют. По неполным данным, его партийный состав был следующим: эсеров — 135, меньшевиков — 92, народных социалистов — 30, кадетов — 75, членов радикально-демократической партии — 2, большевиков — 58 (53 мандата получила фракция, и 5 большевиков прошли в составе некоторых групп).
103

Следовательно, партийность 163 членов Предпарламента не установлена: 73 — из демократического сектора и 90 — из цензового. В демократической части Временного совета Российской республики не была учтена партийная принадлежность представителей различных мелких групп — профсоюзов, земельных комитетов и т. п., примыкавшим к эсерам, меньшевикам, «непартийной» демократии. В цензовом секторе была не установлена партийность представителей совета общественных деятелей, торговли, промышленности и др. Это могли быть кадеты, бывшие октябристы, беспартийные капиталисты, помещики, представители генералитета и офицерства.
От московского торгово-промышленного комитета в Совет Российской республики были выбраны: П.А. Бурышкин, В.И.Аранда-ренко, А.А.Лебедев, С.В.Лурье, проф. Н.П.Ланговой и В.И.Масальский42.
Вопрос о структуре и составе руководящих рабочих органов Предпарламента был в центре внимания общественности. Обсуждался вопрос о президиуме Предпарламента и его председателе. В правительственных кругах говорили, что на посту председателя Предпарламента был бы желателен представитель демократии. Эсеры и меньшевики были согласны с этим мнением, добавляя, что председателем должен стать представитель эсеровской фракции — наиболее многочисленной в Предпарламенте. Поддерживая эти пожелания, буржуазно-помещичьи группы Предпарламента особо отмечали, что председателем должен стать член популярной партии, какой была раньше, например, партия эсеров.
Эсерами на пост председателя Предпарламента был намечен председатель Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов Н.Д. Авксентьев. Эта кандидатура была одобрена меньшевиками, несоциалистической демократией и кадетами. Правый эсер Авксентьев был министром внутренних дел во втором коалиционном правительстве. В состав президиума Предпарламента, кроме председателя, должны были войти четыре его заместителя, секретарь и заместители секретаря. Заместителей председателя должны были выделить наиболее крупные фракции Предпарламента, кроме эсеровской (от которой предлагался председатель). Таким образом, фракции меньшевиков, кадетов, большевиков рекомендовали по одному кандидату и одного кандидата предлагали все остальные демократические группы. На прошедших заседаниях фракций были выдвинуты следующие кандидатуры: от меньшевиков — В.Н. Крохмаль, от кадетов — В.Д. Набоков, от демократических групп — лидер народных социалистов В.А. Мякотин. На должность секретаря Предпарламента рассматривалась кандидатура М.В. Вишняка, юриста и правого эсера.
104

Еще одним руководящим органом Предпарламента должен был стать Совет старейшин (сеньорен-конвент), на который возлагались задачи согласования различных вопросов между фракциями, группами, определение порядка дня и т.п. Был согласован между фракциями и установлен принцип образования Совета старейшин: крупные фракции и группы (свыше 30 членов) делегировали в Совет трех представителей, средние (более 20 членов) — двух, мелкие (не менее 10 членов) — одного.
Совету старейшин отводилась роль штаба Предпарламента. Фракции и группы выдвинули в него своих наиболее известных представителей. От кадетской фракции в Совет старейшин вошли П.Н.Милюков, М.М. Винавер, Ф.И. Родичев, А.И. Шингарев; от торгово-промышленной группы — Н.Н. Кутлер; от кооператоров — Н.В.Чайковский; от эсеров — В.М.Чернов, А.Р.Гоц, В.М.Зензи-нов и др.; Ф.И. Дан, Б.О. Богданов, СЛ. Вайнштейн (Звездин) и др. В состав Совета старейшин вошли также левый социалист В.А. Карелин, меньшевики Ю.О.Мартов, В.Е.Мандельберг. Заведующим экспедицией Совета республики, располагавшейся в Таврическом дворце в Канцелярии Государственной думы, был Д.И. Шереметин-ский43. Там же планировалось хранить журналы пленарных заседаний и Комиссий временного парламента.
Оставался актуальным и вопрос о готовившейся эвакуации Петрограда. 5 октября в Москву из Петрограда прибыла техническая комиссия для осмотра помещений, которые могли быть предоставлены для петроградских учреждений в случае перевода их в Москву. В состав этой комиссии правительство разрешало включать нескольких представителей от рабочих и служащих тех предприятий, которые предполагалось реквизировать для размещения петроградских учреждений. Совместно с этими представителями должны были осматриваться предназначенные для этой цели фабричные и заводские помещения, с тем, чтобы рабочие и служащие высказали свои мнения о возможной реквизиции этих помещений44. Совет рабочих и солдатских депутатов активно протестовал против эвакуации Временного правительства из Петрограда45.
Давно ожидавшееся решение о роспуске Государственной думы было, наконец, принято. Временное правительство на своем заседании 6 октября постановило: «Согласно с постановлением Временного правительства от 9 августа 1917 г. о назначении выборов в Учредительное собрание на 12 ноября с. г. и ввиду начала 3 октября избирательного производства в сие собрание, Государственную думу четвертого созыва распустить, а полномочия членов Государственного совета по выборам признать утратившими силу»46.
6 октября в Смольном институте состоялось заседание сеньорен-конвента, на котором присутствовали представители всех демо
105

кратических групп Предпарламента. Открыть Предпарламент было решено 7 октября 1917 г. в 5 часов дня. Сеньорен-конвент пришел к решению, что президиум временного парламента должен быть коалиционным и состоять из председателя, четырех его товарищей, секретаря и старшего товарища секретаря. Кроме того, всем группам и фракциям предоставлялось право иметь в президиуме по одному товарищу секретаря. Пост председателя Временного совета решено было предоставить кандидату крупнейшей партии Предпарламента социалистов-революционеров. Как уже было известно, эсеры выдвигали Н.Д. Авксентьева. Сеньорен-конвент решил поддержать эту кандидатуру. Места четырех товарищей председателя распределялись следующим образом: один меньшевик — В.Н. Крох-маль, один большевик, один кадет (предполагался В.Д. Набоков) и один беспартийный, или народный социалист. На место четвертого товарища председателя предполагали В.А. Мякотина. Секретарем был намечен М.В. Вишняк. Место старшего товарища секретаря было решено предоставить цензовым элементам47.
Было определено, что собственно сеньорен-конвент будет сформирован из представителей всех групп, причем от крупнейших предполагалось два представителя, от средних — два и от мелких — один. Тогда же сообщалось, что первое заседание Временного совета откроет от имени Временного правительства министр юстиции П.Н. Малянтович. Он должен был предложить избрать председателем Предпарламента старейшего его члена. Предполагалось, как уже отмечалось выше, что председателем станет Е.К. Брешко-Брешковская или Н.В.Чайковский. После этого председатель должен был занять свое место и предложить перейти к работе по конструированию президиума. Затем было бы предложено избрать председателем Предпарламента Н.Д. Авксентьева. Он должен был произнести небольшую речь политического характера, в которой бы затрагивались вопросы войны, мира и обороны страны.
Дальнейшая программа заседания окончательно еще не была установлена. Сохранялась неопределенность, начнется ли затем процедура избрания президиума или же с речью еще выступит А.Ф. Керенский.
На том же заседании, 6 октября, сеньорен-конвент решил избрать несколько комиссий: личного состава, по наказу, редакционную, по внешней политике, по обороне страны, по укреплению республиканского строя, земельную и по урегулированию государственного хозяйства и труда, по национальному вопросу.
Следующее заседание Временного совета предполагалось провести в воскресенье или в понедельник и посвятить его обсуждению военного и морского положения России. Для установления контак
106

та между демократическими и цензовыми элементами Предпарламента были избраны А.Д.Малевский и Б.О.Богданов48.
В прессе появлялась и другая, часто противоречивая, информация о предстоящем открытии Предпарламента. В частности, сообщалось, что первое его заседание откроется 7 октября в 2 часа дня и на первом заседании выступит из представителей Временного правительства один только министр-председатель А.Ф. Керенский или его заместитель А.И. Коновалов49. Выступления других министров предполагались в следующем заседании с разъяснениями по отдельным областям государственной жизни. На обсуждение планировалось вынести законопроекты о языке в местных самоуправлениях, о поднятии дисциплины в армии, о примирительных камерах и т.д.
В одном из первых заседаний Совета республики ожидалось предъявление вопроса правительству о деле генерала Л.Г.Корнилова, генерала М.В.Алексеева, Б.В.Савинкова и др. С разъяснениями от имени Временного правительства по этому поводу ожидалось выступление министра юстиции Н.Н. Малянтовича. Министр-председатель находил для себя невозможным отвечать на раздававшиеся по его адресу в некоторых органах печати нападки, так как всякое его выступление могло дать повод говорить, что он своими разъяснениями стремился оказать давление на судебную власть50.
В это же время во Временном правительстве обсуждался вопрос о русской делегации на Парижскую конференцию. Министр иностранных дел М.И.Терещенко считал безусловно недопустимым, чтобы на Парижской конференции было двоякое представительство: от Временного правительства и от русской демократии. Терещенко предлагал, чтобы в состав русской делегации вошел представитель демократии, но с тем, чтобы он являлся таким же членом делегации, как и другие ее члены. Русская делегация, каков бы ни был ее состав, должна была быть, по мнению министра иностранных дел, единой и действовать солидарно. Он считал совершенно недопустимым, чтобы на союзной конференции представитель Временного правительства выступил бы с одним заявлением, а представитель демократии — с другим. Временное правительство выразило полную солидарность по этому вопросу с министром иностранных дел.
Представители революционной демократии, по сообщениям прессы, придерживались другой точки зрения и собирались добиваться, чтобы их представители вошли в состав делегации не в качестве одного из членов делегации, а как представители определенной группы населения — демократии51.
Вопрос о представительстве демократии на Парижской конференции планировалось поднять на одном из ближайших заседаний
107

Совета республики при обсуждении министром иностранных дел российской внешней политики. Представители революционной демократии собирались настаивать во время прений, чтобы делегаты России на Парижской конференции совершенно определенно поставили бы вопрос о необходимости выработки с союзниками конкретных условий мира.
6 октября в прессе сообщалось также о закончившемся трехдневном закрытом заседании ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов по вопросу об общем положении в связи с предстоящей конференцией союзников в Париже. В заседании приняли участие военный и морской министры, комиссары фронтов и делегаты армейских организаций. Была вынесена резолюция о необходимости подавления погромов вооруженной силой. Делегатом на конференцию от ЦИК избрали бывшего министра труда М.И. Скобелева.
К 6 октября список членов Временного совета Российской республики еще не был опубликован, но состав его уже выяснен. Временный парламент становился таким же конгломератом политических гениев, каким до тех пор были Советы. Но политическая группировка стала еще более пестрой, так как туда вошли представители цензовых элементов, которых в Советах не было.
Наиболее влиятельными политическими группами в Предпарламенте становились социалисты-революционеры, меньшевики, кадеты и большевики. Сообщалось, что во Временном совете насчитывается 120-130 эсеров, 80 меньшевиков, до 75 кадетов и 60 большевиков. Остальные 200 с лишним делегатов разбились по многочисленным группам, и поэтому еще не было возможности указать даже приблизительный состав этих маленьких фракций52.
Внутренняя конструкция Предпарламента определилась благодаря искусственному подбору делегатов. Революционная демократия имела приблизительно три четверти голосов, а цензовые элементы лишь четверть, и поэтому вотумы Временного совета не могли иметь особого авторитета и значения. При таких пропорциях большинство голосов всегда было бы на стороне революционной демократии. Значение Предпарламента заключалось бы не в его вотумах, а в открытой парламентской борьбе, которая бы велась на новой трибуне.
Межфракционные переговоры должны были привести к соглашению относительно состава президиума. Уже определенно выяснилось, что место председателя Предпарламента и секретаря будет представлено самой сильной в Совете республики фракции — социалистам-революционерам. Называли Н.Д.Авксентьева, но эсеры не желали терять в его лице руководителя фракции, и поэтому предлагалась также кандидатура В.А. Мякотина. Однако вопрос о кандидате в председатели Предпарламента все еще продолжал
108

оставаться открытым, как и то, кто будет избран в товарищи председателя и в секретари Временного совета.
Переговоры между представителями фракций еще продолжались и сводились, главным образом, к выяснению вопроса о том, создастся ли в Предпарламенте такое большинство, которое прониклось бы серьезностью момента и было бы способно к творческой государственной работе.
6 октября по инициативе кадетов в клубе кадетской партии состоялось совещание основных цензовых групп Предпарламента. Было принято решение об образовании особого информационного бюро для обеспечения контакта между всеми несоциалистическими группами Временного совета Российской республики53.
В Мариинском дворце 5 октября в течение целого дня шли работы по приспособлению зала заседаний для нужд Совета республики. Увеличивалось число мест для делегатов, распределялись места в ложах. Ложи напротив президиума было решено предоставить печати, боковые ложи — публике, нижние боковые ложи — членам Временного правительства, дипломатическому корпусу и канцелярии Временного совета. Последняя была составлена из чинов канцелярии Государственной думы. Распространялась информация, впоследствии не подтвердившаяся, что по причине отъезда А.Ф. Керенского первое заседание Предпарламента откроет в субботу, 7 октября, А.И. Коновалов, который обратится с приветствием от имени Временного правительства и остановится на характеристике положения страны. Ожидалось, что заявление заместителя министра-председателя будет составлено далеко не в оптимистических тонах.
Заседание должен был открыть старейший член Предпарламента и предложить временному парламенту руководствоваться для начала наказом 4-й Государственной думы, одновременно избрать комиссию для согласования этого наказа с условиями и характером деятельности Временного совета.
Стало известно, что вопрос о переезде Предпарламента в Москву будет поставлен в первую же очередь. Разрешение этого вопроса вызывало, однако, осложнение, так как представители революционной демократии решительно высказывались против переезда в Москву. Поскольку большинство в Предпарламенте было обеспечено за ними, то и решение вопроса по существу всецело зависело от них.
5 октября заместитель председателя Совета союза казачьих войск довел до сведения Временного правительства, что на состоявшемся заседании Совета в качестве представителей в Совет республики были намечены следующие лица: А.И. Дутов (председатель Совета союза казачьих войск, оренбуржец), А.А. Михеев (ура
109

лец), А.И.Аникеев (донец), В.Д.Самсонов (астраханец), В.К. Бар-диж (кубанец), К.А.Шамшин (терец), К.Р.Иванов (амурец), заместителями их избраны Е.Я.Глебов (сибиряк), А.А. Вертопрахов (амурец) и А.И. Панов (астраханец)54.
5 октября прошло заседание бюро Центрального военно-промышленного комитета. Представителем во Временный совет республики от Центрального военно-промышленного комитета был избран А.И. Гучков, а его заместителем — М.С. Маргулиес. А.И. Гучков должен был возвращаться из Кисловодска в ближайшие дни для того, чтобы принять участие в работе Предпарламента.
5 октября в Смольном институте состоялось заседание предпар-ламентской фракции меньшевиков. Обсуждался вопрос о конструировании президиума Предпарламента. Было решено, что председателем временного парламента должен стать представитель наиболее значительной группы, т. е. социалист-революционер. Места четырех товарищей председателя предстояло распределить между эсерами, меньшевиками, большевиками и кадетами. От меньшевиков в товарищи председателя заседание выдвинуло кандидатуру В.Н. Крохмаля.
В сеньорен-конвент большие фракции посылали по три представителя, средние — по два и маленькие группы — по одному представителю. Меньшевики со своей стороны в сеньорен-конвент наметили Ф.И. Дана, Б.О.Богданова, Ю.О.Мартова. Стало известно, что секретарем будет эсер, помощником секретаря — меньшевик.
Фракция меньшевиков решила предложить Предпарламенту создать следующие комиссии: по внешней политике, по обороне страны, по укреплению республиканского строя, по урегулированию государственного имущества и труда, по урегулированию землепользования, по национальному вопросу, редакционному и комиссию по наказу55.
Очередное заседание сеньорен-конвента должно было состояться 6 октября в 6 часов вечера в Смольном институте. На этом заседании предстояло наметить порядок первого дня Предпарламента и ряд других технических вопросов.
Сообщалось, что выдача билетов членам Совета республики будет производиться 6 октября с 4 часов дня в Мариинском дворце (вход с главного подъезда), по предъявлении удостоверений от организаций, командировавших членов Предпарламента; с 2 до 5 часов дня там же предстояла выдача билетов для представителей печати по предъявлении специальных удостоверений от редакций.
К 6 октября в политических кругах распространились слухи об отказе члена Государственной думы В.В. Шульгина от участия в работе Предпарламента. По этому поводу он сказал следующее: «5-го октября я заявил председателю Государственной думы
ПО

М.В. Родзянко в устной форме о том, что не считаю возможным принять участие в Совете Российской республики, полагая это учреждение незаконным. И буде мне довелось бы принять участие в предпарламенте, то я счел бы необходимым на первом же заседании возбудить вопрос о законности существования Совета Российской республики и, вообще, Российской республики, провозглашенной до вотума Учредительного собрания.
Возбуждать же этот вопрос, — вопрос, вокруг которого разыграются страсти, я при создавшемся положении не считаю возможным, и поэтому предпочел отказаться от участия в Предпарламенте»56.
Накануне открытия Предпарламента продолжалось обсуждение его перспектив. 6 октября буржуазная газета «Русская воля» определяла Совет республики как новое звено в устройстве нынешней власти. И вместе с тем — как новую ставку в трагической игре, которую, казалось, сам Рок вел за счет России. «И эта ставка — уже последняя. Если она не удастся, то всякое руководство событиями будет у нас потеряно, наступит действие стихий, конечно, не созидательных, а разрушительных, и что тогда станется с нашей несчастной родиной, — никто не может сказать»57.
Скрывать было бессмысленно: созыв нового Совета происходил при крайне неблагоприятных условиях. Внешний враг, после ряда нанесенных им раньше тяжких ударов, успешно совершал против России новую, чрезвычайно угрожающую операцию. Это уже было покушением на Петроград, на столицу государства, на центр революции.
Вместе с тем, экономическая разруха в стране достигла крайних степеней, приблизившись вплотную к прекращению производства, остановке транспорта, голоду и холоду. Все это было тем более ужасно, учитывая, что на попечении государства находилась огромная армия, которую следовало прокормить, одеть, обуть.
Однако главное зло буржуазия видела не в этом, считая что все вышеперечисленное могло бы быть поправимо. Внешнего врага можно было бы сокрушить. С производством, транспортом, продовольствием можно было бы справиться, если бы сам народный организм не пришел бы в полное расстройство, если бы он действовал как следует и сам себя не разрушал. «Но беда именно в том, что расстройство, — глубокое расстройство охватило весь народ. Народ потерял свою внутреннюю связность, он все больше превращается в толпу, которая уже не способна творить, а способна только разрушать. Внешним образом это выражается в параличе власти, в невозможности сколько-нибудь целесообразно направлять все то, что нужно для общей жизни. Это создает перед нами угрозу такой катастрофы целого народа, какой еще мир не видал»58.
111

Представители буржуазии в плане конкретных мер для устранения грозной быстро надвигавшейся катастрофы предлагали восстановить власть, или сам народ, его внутреннюю связность и целостность. Народ распался, разбился на части, превратился в сборище людей, которые между собой только враждуют, порвались связи, соединявшие его в одно целое, — предлагалось их восстановить, поскольку без этого самая власть в народе и над народом невозможна.
Именно эти задачи возлагались на созывавшееся собрание представителей всех слоев и групп русского народа. Внешне и формально они призывались к тому, чтобы поддерживать и вместе направлять деятельность Временного правительства. Однако внутренне их задача была более глубокой. Они должны были устранить рознь, так глубоко завладевшую народом. Идея коалиции в правительстве, из-за которой тогда шла жесткая политическая борьба, должна была, — с точки зрения буржуазии, — продвинуться дальше, в целый народ. Только на такой почве могло бы прочно утвердиться дело власти. Без этого власть всегда была бы бессильной и бездейственной59.
Иллюзий в отношении сложности задачи воссоздания народа, как живого организма, не наблюдалось. Первым врагом был назван большевизм «с его проповедью утробных инстинктов, классовой ненависти и гражданской войны». Но этот враг представлялся не самым страшным. Гораздо опаснее казалась народная темнота и невежество, к которым обращался большевизм, вышедшие, благодаря его безумной проповеди, из берегов, опрокидывавшие все препоны и препятствия.
Каким бы трудным ни было положение, приходилось искать пути выхода из него. «Первое, что Совету республики придется сделать во имя осуществления своей основной задачи, — это преодолеть большевизм внутри себя, в своей собственной среде. И преодолеть не внешним только, а внутренним образом, — преодолеть его, как нравственную болезнь, как нравственную заразу. Путь для этого — нравственное отделение, нравственный карантин всех здоровых от больных и зараженных. Надо, чтобы большевики оказались в Совете изолированными, и не как политическая партия, а как секта людей, одержимых нравственной заразой.
Ведь нравственная зараза, нравственная болезнь большевизма ясна: он не имеет чувства родины и он не имеет чувства ответственности. Он ведет свою проповедь, он будит вражду и ненависть в темных и бессознательных классах, не заботясь о том, что из этого выйдет. Он вызывает разрушение, не заботясь о созидании»60. С точки зрения представителей буржуазии, против большевизма в Совете республики должны были восстать все, кто признавал роди-
112

ну, чувствовал свою ответственность перед ней, не желал погубить ее в сплошном и бессмысленном разрушении. Отмечалось, что все эти силы должны были заключить между собой священный союз спасения родины. Тогда коалиция всех живых сил страны начала бы передаваться и в народ, определяя грань между созиданием и разрушением, революцией и бунтом. Задача власти стала бы проще: она почерпнула бы из этого источника большую смелость действий, встретив большую охоту к повиновению. Только тогда начала бы налаживаться жизненно необходимая способность народа к борьбе за поддержание своего собственного существования.
Именно в этом представители буржуазии видели главную задачу Предпарламента. Она же стояла и перед московским Государственным совещанием, но оно было слишком кратковременно. Теперь эту задачу следовало выполнить во что бы то ни стало, так как некоторое промедление сделало бы положение безвыходным. Все выступавшие за спасение России, призывались к объединению61. «Совет республики созван как последнее средство спасения России. Тяжкие беды обступили нас со всех сторон. И наше внешнее, и наше внутреннее положение таковы, что можно прийти в отчаяние. Но мы не должны приходить в отчаяние. Мы должны сохранить твердость и мужество под ударами судьбы»62.
С точки зрения буржуазии, семь месяцев назад страна сбросила с себя вековое рабство и вошла, как равная, в семью свободных народов. Это был большой праздник. Но великая революция шла дальше, переходила со ступени на ступень. Вся обстановка в стране стала резко меняться. Народ, опьяненный свободой, стал слушать больше тех, кто говорил ему о его правах, чем напоминавших о его обязанностях. «Увлеченный своими правами, своим положением властелина, он ослабил свою деятельность на пользу России. Он стал меньше работать, а главное, он стал хуже сражаться. Его расслабила мысль о том, что можно добиться мира, не победив Вильгельма, а сговорившись прямо с немецким народом. И все это принесло свои горькие плоды»63. Немецкий народ, тем временем, не только продолжал повиноваться Вильгельму, но и напрягал для войны все свои силы, приносил ради нее все жертвы, наносил России удар за ударом, стучась уже в двери столицы. Внутренняя разруха также достигла крайних степеней. Стране угрожало уже не экономическое разорение, а голод.
И вот перед лицом этих бедствий, перед лицом революции, превратившейся в жестокую трагедию, 7 октября 1917 г. собирался Совет республики (Предпарламент). Он был созван на помощь Временному правительству. Правительство вместе с Предпарламентом должны были сделать героическое усилие, чтобы спасти Россию. Буржуазия предлагала ряд конкретных мер для выхода из
8. Руднева СЕ.
113

сложившейся ситуации. «Наш народ надо пробудить к его долгу и вместе воодушевить. Надо призвать его к защите своей родной земли на фронте, надо побудить его работать для этой защиты в тылу. И если только те, кто сегодня будут на виду у всей страны, — к чьим словам прислушивается весь народ, — если они будут на высоте задачи, то они могут сдвинуть нас с мертвой
84
ТОЧКИ»    .
Ведь армия на фронте все же сражалась, отстаивая родную землю. Она проливала свою кровь на суше и на море. Это означало, что не все потеряно: было еще на что опереться. «И надо именно на это опереться. Надо поставить вопрос так, как его уже ставили в эти последние дни: воюем мы или не воюем? Есть у нас Родина, или ее нет?
Если мы воюем, если мы свою Родину защищаем, то надо делать это всем народом, — не только тем, что стоит на линии фронта, но и всем остальным, так, чтобы каждый на своем месте исполнял свой долг по отношению к армии.
А если мы не воюем, то зачем же сражались те, которые были на о. Эзеле и на тех судах, которые расстреливал своими превосходными силами немецкий флот? Зачем они умирали, падая жертвой своей доблести и своей верности отечеству?
И Правительство, и Совет именно так должны поставить весь вопрос. Они должны сказать прямо: хотим ли мы спасать Россию или не хотим?»65
Итак, считала буржуазия, этот вопрос должен был стать главным для собиравшегося Предпарламента. Правительство должно было взять на себя инициативу так его поставить, а Совету республики следовало поддержать эту инициативу и таким образом его разрешить. И тогда без колебаний народу следовало сосредоточить все силы на одной задаче. Правительство вместе с Советом республики должны были иметь мужество призвать народ к исполнению его долга, и не на словах, а на деле.
По информации «Новой жизни» «делопроизводство Совета республики предполагается поручить нераскассированной канцелярии нераспущенной царской Государственной думы, куда в свое время набирались только более или менее яркие черносотенцы.
Атмосфера этой канцелярии будет, пожалуй, соответствовать духу новорожденного учреждения»66.
Рассуждая о функциях Предпарламента, меньшевики-интернационалисты называли «поистине жалкой» роль, отведенную учреждению, названному громким именем Временного совета Российской республики. «Роль его ниже даже булыгинской законосовещательной Думы, ниже даже роли архаического дореформенного Государственного совета перед революцией 1905 г.»67
114

Совет республики — учреждение законосовещательное. Никакое решение большинства не стало бы обязательным для Временного правительства, которое могло согласиться с мнением большинства или меньшинства, но могло не согласиться и с обоими этими мнениями и принять самостоятельное решение. Поскольку учреждение законосовещательное и решение его необязательно — неизбежно следовали неутешительные выводы.
Минимум смысла существования всякого законосовещательного учреждения меньшевики-интернационалисты находили в том, что ни один законопроект не мог бы быть утвержден без предварительной передачи его на рассмотрение этого законосовещательного учреждения. «И если правительство заявляет, что оно станет передавать на рассмотрение этого учреждения только те законопроекты, какие ему заблагорассудится, то это означает, что никакого законосовещательного даже учреждения у нас не существует — это фикция, мираж, обман чувств (и только чувств ли?), и никакое уважающее себя собрание не может позволить, чтобы его именовали названием, столь не соответствующим его правам»68.
Проекты, какие сочло бы нужным, Временное правительство могло рассылать на рассмотрение любых учреждений, от совета акционерных банков до союза земельных собственников. Совет республики был в праве предъявлять правительству запросы, но правительство могло и не отвечать на них, как с указанием мотивов своего отказа, так и без такового, поскольку отказ правительства от ответа никаких последствий за собою не влек.
Предпарламент был обязан выслушивать правительство, когда оно пожелает, но правительство было вовсе не обязано выслушивать временный парламент, когда бы он того пожелал. «Совет может сотни раз выразить недоверие правительству, а правительство может преспокойно не обратить никакого внимания на это.
Поистине жалкий совет. Гора Демократического совещания родила даже не мышь. Взирая на это уродливое зрелище Зимнего дворца и Смольного института, сами инициаторы созыва Демократического совещания для создания нового базиса власти должны быть удивлены до крайности»69.
Кадеты и торгово-промышленники отнеслись к распределению полученных 120 мандатов очень ответственно. Начиная с 25 сентября в течение нескольких дней этот вопрос обсуждался на совещаниях ЦК кадетской партии, видных представителей Временного комитета Государственной думы, Совета съездов торговли и промышленности, Союза земельных собственников и других организаций. В ходе этих заседаний была создана особая комиссия, срочно подготовившая проект распределения 120 мест. 63 из них были отданы кадетам, 34 — представителям торгово-промышленных ops' 115

ганизаций, 12 — Комитету общественных деятелей, 7 — делегатам от Союза земельных собственников, 2 — Академическому союзу и еще 2 — Всероссийскому обществу редакторов70. Доминирующее влияние кадетской партии в политической среде небуржуазной части общества было, таким образом, подтверждено состоявшимся распределением мест в Предпарламенте.
Предпарламент в действии
Мариинский дворец, в котором до революции заседала верхняя палата парламента — Государственный совет, — бывшая всегда, по словам А.Ф.Керенского, оплотом самовластия, 7 октября 1917г., в день открытия Предпарламента, наполнилась новыми людьми. Назначенные члены Государственного совета уступили свои места представителям демократии, составлявшим большинство в Совете республики. Как бы ни относились к этому суррогату народного представительства, было очевидно, что он отражал довольно верно настроения различных групп населения. Временное правительство впервые получило возможность знать мнение страны и руководствоваться в своей деятельности не случайными заявлениями отдельных групп, а организованным, хотя и в очень несовершенной форме, представительством страны. Именно поэтому в Совете республики приняли участие даже те, кто находил создание Предпарламента с теоретической точки зрения неправильным71.
Первое заседание Временного совета Российской республики было назначено на 5 часов дня 7 октября, но большинство делегатов прибыли гораздо раньше. Многие пришли еще рано утром, чтобы занять лучшие места. Исключительная аккуратность — первое, что отличало Предпарламент от всех общественных собраний и съездов, которых так много видел Петроград за последние месяцы. Это можно было сказать по крайней мере о первом его заседании72.
В ожидании начала заседания в кулуарах Мариинского дворца собирались оживленные группы. Предметом общего внимания являлся генерал М.В. Алексеев. Представители различных групп окончательно договаривались о порядке заседаний, о выборах президиума. Члены Предпарламента обменивались мнениями по вопросу о роли Предпарламента. Академик С.Ф. Ольденбург, бывший министр народного просвещения, не ожидал существенных результатов от его деятельности. Он считал, что если бы разумно мыслившие социалистические элементы действительно стремились к тому, чтобы Временный совет Российской республики не превратился в Совет Временной Российской республики, то они должны были бы раз и навсегда обуздать большевиков, покончить с половинчатостью и нерешительностью по отношению к лагерю разрушителей. Но у них не хватало мужества пойти на это.
116

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.